Классика черно-белого кинематографа: экранизации и адаптации различных романов 1. Фильм-нуар Луи Маля «Лифт на эшафот» (1957) (Ноэль Калеф) 2. Драма Робера Брессона «Карманник» (1959) (Достоевский) 3. Драма Луиса Бунюэля «Виридиана» (1961) (Бенито Перес Гальдос) 4. Драма Робера Брессона по сценарию Жана Кокто «Дамы Булонского леса» (1945) (Дени Дидро) 5. Драма Роберта Маллигана «Убить пересмешника» (1962) (Харпер Ли) 6. Фильм-нуар Орсона Уэллса «Печать зла» (1958) (Уит Мастерсон) 7. Фильм-нуар Лукино Висконти «Одержимость» (1943) (Джеймс М. Кейн) 8. Драма Стэнли Кубрика «Лолита» (1962) (Владимир Набоков) 9. Нуаровый триллер Альфреда Хичкока «Незнакомцы в поезде» (1951) (Патриция Хайсмит) 10. Драма Джорджа Стивенса «Место под солнцем» (1951) (Теодор Драйзер) 1. Фильм-нуар Луи Маля «Лифт на эшафот» (1957) (Ноэль Калеф) Криминальная драма, дебют французского режиссера Луи Маля, экранизация одноименного романа Ноэля Калефа. Фильм известен также благодаря меланхоличному звуковому ряду в стиле кул, музыка записана американским трубачом и основателем этого направления Майлзом Дэвисом. Жена с любовником планируют и осуществляют убийство мужа, но «идеального» преступления не получается. Он забывает на балконе веревку, по которой залез в окно офиса, возвращается за ней, но застревает в лифте... 2. Драма Робера Брессона «Карманник» (1959) (Достоевский) Классический черно-белый фильм одного из самых влиятельных французских режиссеров Робера Брессона про ницшеанствующего молодого человека. Своеобразная экранизация «Преступления и наказания», где вместо убийства — воровство. Главный герой не ради денег, а из необычных моральных воззрений становится карманником. Визуально изобретательное кино, где история рассказана не столько словами, сколько движениями рук. Главную роль исполнил Мартин ЛаСалль. 3. Драма Луиса Бунюэля «Виридиана» (1961) (Бенито Перес Гальдос) Драма испанского режиссера Луиса Бунюэля по роману Бенито Переса Гальдоса «Альма». На фестивале в Каннах премьера «Виридианы», в которой режиссер поднимает запретные для франкистской Испании темы инцеста, суицида, насилия над женщиной, святотатства и шведской семьи, обернулась грандиозным скандалом, разъярила Ватикан и привела к запрету фильма в Испании на 16 лет (до самого падения режима). Несмотря на отторжение консерваторов, картина получила «Золотую пальмовую ветвь». Во многих киноведческих работах рассматривается как magnum opus Бунюэля и центральное произведение испанского кинематографа в целом. Дядя Виридианы, обеспечивший своей племяннице обучение, очень хочет видеть ее в своем замке до того, как она пострижется в монахини. На самом деле, дядя давно влюблен в свою племянницу. Эта cтрасть так потрясает Виридиану, что она принимает решение не возвращаться в монастырь... 4. Драма Робера Брессона по сценарию Жана Кокто «Дамы Булонского леса» (1945) (Дени Дидро) Современная адаптация романа «Жак-фаталист» французского писателя и философа Дени Дидро. Робер Брессон — одинокая, словно излучающая холод фигура во французском кино. Кумир Тарковского, визуальный аскет, философ, католик-мистик. Как писал киновед Сергей Добротворский, «если у Брессона в кадре — человек и стена, то играет не человек, а стена». Его аскетичность отталкивает и завораживает. Но «Дамы Булонского леса» — это еще ранний Брессон, относительно человечный, хотя и здесь он преуспел в превращении актеров в манекены, пугающе таящие свои чувства. Сюжет, заимствованный из «Фаталиста» Дидро и переложенный на современный лад Жаном Кокто, — типичные для XVIII века «опасные игры» пресыщенных аристократов. Понимая, что ее любовник Жан охладел к ней, Элен Ла Помере, дама из высшего общества, из мести знакомит его с бывшей проституткой Аньес. После свадьбы Жана и Аньес она рассказывает новобрачному о темном прошлом его молодой жены. Вряд ли в перепаханной войной Франции известие о сомнительном прошлом невесты могло вызвать такое потрясение, какое испытал Жак, но Брессон столь убедителен в своем сомнамбулическом стиле, что ему остается только верить. 5. Драма Роберта Маллигана «Убить пересмешника» (1962) (Харпер Ли) Экранизация одноименного культового романа Харпер Ли. Современными киноведами считается одной из величайших кинокартин в истории. По версии сайта IMDb «Убить пересмешника» находится в первой сотне списка лучших фильмов. Главные роли исполнили Грегори Пек, Мэри Бэдэм и Филлип Олфорд. Фильм повествует об адвокате из Алабамы, Аттикусе Финче, воспитывающем без матери своих двух детей. Помимо темы расовых предрассудков на Юге, это рассказ о том, как двое детей из мира фантазий делают первые шаги в совершенно иной мир подростков, где уже формируются такие понятия, как благородство, сострадание, справедливость и неравенство. В обстановке экономической депрессии, преисполненной фанатизма и ненависти, мудрый, мягкий, с тихой речью и великолепными манерами алабамский юрист должен защищать в суде афроамериканца, ложно обвиненного в изнасиловании. 6. Фильм-нуар Орсона Уэллса «Печать зла» (1958) (Уит Мастерсон) Картина Орсона Уэллса является одним из поздних фильмов жанра «нуар», снятых в так называемый период классического нуара. Сценарий был написан самим режиссером по мотивам романа Уита Мастерсона (коллективный псевдоним писателей Роберт Уэйда и Билла Миллера) «Знак зла». Многими киноведами считается одной из лучших режиссерских работ Уэллса, а также одним из лучших классических нуаров. В 1993 году картина была включена в Национальный реестр фильмов Соединенных Штатов. Печатью зла отмечен маленький городок на американо-мексиканской границе. Ее оттиск ложится и на главных героев — на мексиканского агента отдела по борьбе с наркотиками Варгаса, превращающегося из законопослушного мужа и полицейского в мстительного безумца; на его невинную жену Сьюзан, погруженную преступниками в пучину наркотического транса; и на американского полицейского Хэнка Куинлена, не брезгующего никакими средствами, чтобы состряпать дело. 7. Фильм-нуар Лукино Висконти «Одержимость» (1943) (Джеймс М. Кейн) Дебютный фильм Лукино Висконти — адаптация «черного романа» Джеймса М. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды» под итальянские реалии. Первая кинолента, выдержанная в эстетике итальянского неореализма и, соответственно, один из краеугольных камней в истории итальянского кинематографа. История любви, адюльтера и убийства в итальянской провинции. Джино, бродягу и кочевника по натуре, рассматривающего любую привязанность как обузу, жизнь сталкивает с Джованной и ее мужем, отвратительным до гротеска стариком. Историю этой парочки можно рассказать с первого взгляда — молодая, красивая, страстная женщина вышла замуж ради денег. Вскоре у Джованны при взгляде на чужака уже сыплются искры — в воздухе пахнет кровью... 8. Драма Стэнли Кубрика «Лолита» (1962) (Владимир Набоков) Черно-белая драма Стэнли Кубрика, снятая по одноименному роману Владимира Набокова. Набоков выступил одним из сценаристов картины. «Оскар» за лучший сценарий и множество других наград. Эмигрант из Европы Гумберт Гумберт, недавно приехавший в Рамсдэйл, Нью-Хэмпшир, в смятении чувств разработал хитроумный план. Он собирается жениться на Шарлотте Хэйз. Таким образом он всегда сможет находиться рядом со своей возлюбленной — прелестной дочерью Шарлотты... 9. Нуаровый триллер Альфреда Хичкока «Незнакомцы в поезде» (1951) (Патриция Хайсмит) Черно-белый фильм-нуар Альфреда Хичкока, снятый по мотивам дебютного романа Патриции Хайсмит. Операторская работа Роберта Бёркса была отмечена номинацией на «Оскар». Невероятные события начинают происходить в жизни звезды тенниса Гая Хэйнса после неожиданной встречи в поезде с обаятельным незнакомцем Бруно... Один из фильмов Хичкока, построенных на романтическом мотиве рокового двойничества. Идея убийства крест-накрест бесконечно разветвляется, порождая хитроумные контрапункты в звуковой и визуальной ткани фильма. Отношения главных героев образуют, по словам одного из критиков, «темный симбиоз», ибо Бруно воплощает темную сторону Гая, его высказанное однажды и тут же вытесненное из сознания желание убить супругу. Бруно переносит фантазию Гая в плоскость реальности, в результате чего она оборачивается для Гая подлинным кошмаром. 10. Драма Джорджа Стивенса «Место под солнцем» (1951) (Теодор Драйзер) Экранизация знаменитого романа Теодора Драйзера «Американская трагедия». Фильм получил 6 премий «Оскар», «Золотой глобус» и другие кинонаграды. В 1991 году включен в Национальный реестр фильмов. Роман «Американская трагедия» — вершина творчества выдающегося американского писателя Теодора Драйзера. С идейной точки зрения, книга явилась художественным откликом на выпускавшиеся в начале XX века в США бульварные романы, прививавшие населению страны мысль о том, что одним из путей реализации знаменитой «американской мечты» может быть «путь Золушки»: когда бедный молодой человек встречает девушку из состоятельной семьи, женится на ней, получает богатое приданое и занимает высокое положение в обществе. Своим романом Драйзер попытался развенчать этот миф, указав на его несостоятельность в условиях обычных американских реалий.